Онлайн-решатель изобретательских задач

Инструкция

Этот сервис усиливает, но не заменяет мышление человека. Настройтесь на активную творческую работу и генерацию дерзких идей!


Стройте диаграмму причинно-следственных связей в ситуации. Рисуйте, что чему помогает или мешает. Двойной клик создает нейтральный блок или редактирует его название. Удерживая Shift или Ctrl можно создать блок, символизирующий, соответственно, вред или пользу. Навести на край блока и тянуть: создать положительную связь (удерживая Shift - отрицательную).

Отобразите на диаграмме различные ресурсы, которые можно использовать для решения задачи. Смотрите ниже "Направления исследования" и нажимайте на них, чтобы вдохновиться рассмотрением ситуации с разных сторон. И уточняйте диаграмму.

Смотрите внизу "Направления решения", ищите соответствующие им решения, а если интуитивно не приходят, то нажимайте на них чтобы получить более подробные варианты. А там кликайте на словосочетание "что-нибудь" чтобы генерировать дополнительные идеи, что бы это такое могло быть. Если непонятно, какие можно предложить решения в некотором направлении, это значит, что соответствующая часть диаграммы описана слишком абстрактно. Раскройте подробности внутреннего механизма соответствующего блока или связи - и путь к решению станет гораздо яснее.

Записывайте все идеи, даже фантастические и "глупые" в текстовый файл. Если в идее есть недостатки, укажите их и попробуйте найти решение без них. Если не видите, не беспокойтесь, оно может прийти позже, под влиянием работы над другими идеями. Хорошие идеи часто проходят стадии, на которых выглядт абсурдно. Например, из идеи "лечить насморк с помощью атомной бомбы" может вырасти радиотерапия и лучевая стерилизация медицинских инструментов. Красивую идею, но связанную с проблемами можно рассматривать как отдельную задачу и решать тем же способом, что и основную. Эффективное решение сложных проблем, как правило, происходит за счет именно таких, "многоходовых" идей.

Рассортируйте собранный урожай идей. Некоторые из них имеет смысл применять в комбинации - так они усилят друг друга. Сформируйте из лучших идей одну или несколько концепций, которые заслуживают экспериментальной проверки. Если идеи, казавшиеся сильными не работают - значит, модель ситуации построена неверно, значит, нужно уточнить диаграмму. Руководствуясь свойе диаграммой, выясните экспериментально, какой блок или связь ведут себя не так, как предполагалось, приведите модель в соответствие реальности.

Удачных решений!




Направления решения
Отсутствуют. Сначала нарисуйте диаграмму с хотя бы одним полезным или вредным блоком.

Направления иcследования
  1. Уточнение диаграммы
      Уточните и дополните диаграмму, отражая на ней следующее:

    1. Какие ещё факторы помогают или мешают каждому блоку? Какие могли бы?
    2. Какие ещё явления вызывает каждый блок? Чему препятствует?
    3. Раскройте сязи: как именно X воздействует на Y?
    4. Начертите внутренний механизм блока: как именно эти причины вызывают эти следствия?

  2. Ресурсы
      Любое изобретение возможно только благодаря наличию или появлению некоторых ресурсов или способов нового применения имеющихся ресурсов. Это могут быть любые объекты, вещества или поля, с помощью которых удобно достигается решение задачи. Ресурсы можно усмотреть самые разные: энергетические, информационные, пространственные. временные, функциональные и т.п. Всё, что можно использовать. Зачастую можно красиво решить задачу за счет ресурсов, уже в ней имеющихся. Поэтому стараются использовать их, а если не получается, начинают смотреть вокруг (воздух, гравитация и прочие легкодоступные ресурсы) а также комбинировать и модифицировать ресурсы, имеющиеся в задаче. Наиболее эффективным является комбинированное использование ресурсов разных видов. Отображайте вводимые ресурсы в виде нейтральных блоков, и отражайте их связи с уже имеющимися блоками (если есть)

    1. Подумайте, какие еще ресурсы есть в системе?
    2. Какие ресурсы могут проявиться в качестве помех, нежелательных факторов?
    3. Рассмотрите, и если уместно по условиям, добавьте типовые ресурсы, руководствуясь классификацией:
      • Источники ресурсов:
        • Оперативная зона (где имеет место быть проблема)
        • Инструмент (то, что воздействует)
        • Изделие (то, на что воздействуем)
        • Отходы
        • Среда
        • Система
        • Другие системы
        • Надсистема
        • Над-надсистема
      • Виды ресурсов:
        • Вещественные - любые материалы, из которых состоит система и ее окружение, выпускаемая ею продукция, отходы и т. п.
        • Полевые - поля в широком изобретательском смысле, всё что может воздействовать на что либо или переносить сигнал: не только магнитные, электрические, но и "тепловые", "акустические", "химические", "механические"... Если удобно для решения, можно мыслить о "информационных" или "запаховых" полях.
        • Энергетические - любая энергия, нереализованные запасы которой имеются в системе или ее окружении. Электрическая, химическая, пневматическая, гидравлическая, механическая (кинетическая и потенциальная), тепловая, световая, энергия электромагнитных и звуковых колебаний и т.п.
        • Информационные - информация о системе, которая может быть получена с помощью полей рассеяния (звукового, теплового, электромагнитного и т. п.) в системе либо с помощью веществ, проходящих через систему либо выходящих из нее (продукция, отходы).
        • Пространственные - имеющееся в системе или ее окружении свободное, незанятое место. Эффективный способ реализации этого ресурса — использование пустоты вместо вещества.
        • Временные - временные промежутки в технологическом процессе, а также до или после него, между процессами, не использованные ранее или использованные частично. Или получаемые в результате ускорения, замедления, прерывания или превращения в непрерывные протекающих процессов.
        • Функциональные - возможности системы и ее подсистем выполнять по совместительству дополнительные функции, как близкие к основным, так и новые, неожиданные.
        • Системные - системные ресурсы - новые полезные свойства системы или новые функции, которые могут быть получены при изменении связей между подсистемами или при новом способе объединения систем.
        • Дифференциальные
        • Ресурсы изменения
        • Ресурсы потоков
        • Эффекты и свойства
        • Диверсионные
        • Эволюционные
    4. Какие производные ресурсы могут быть получены тем или иным воздействием на готовые ресурсы?
    5. Какие производные ресурсы могут быть получены взаимодействием каждой пары готовых ресурсов?

  3. Измените точку зрения на ситуацию
      Чем сильнее Вы измените привычную точку зрения, тем больше нового увидите и тем более сильные решения в итоге удастся найти. Избегая профессиональных терминов, используя простые и ясные слова, расскажите о задаче с точки зрения:

    1. Вашей собственной.
    2. Постороннего человека, не знакомого с ситуацией.
    3. Дикаря.
    4. Сумасшедшего.
    5. Инопланетянина.

  4. Поиграйте с параметрами ситуации
      Как изменится задача, если один или несколько параметров системы уменьшится или увеличися в 2, 5, 10, 50, 500, или 10000 раз? Что если параметр станет нулевым или отрицательным?

    1. Размер.
    2. Время (скорость).
    3. Стоимость.
    4. Другие параметры (температура, мощность, точность... подходящие по ситуации).

  5. Инвертируйте ситуацию
      Как изменится ситуация, если что-нибудь в ней сделать наооборот?

    1. Заменить действие на противоположное (охлаждать вместо нагревания...)
    2. Выполнить действия в обратном порядке.
    3. Обратить функцию системы (делаем не порошок из металла, а металл из порошка...).
    4. Сделать неподвижные части подвижными - и наоборот.
    5. Заменить линейное или колебательное движение - вращением - и наоборот.
    6. Переврнуть систему вверх ногами. А может, положить на бок или наклонить?
    7. Вывернуть систему наизнанку.
    8. Поменять местами внутреннее и внешнее действие системы.

  6. Идеальный конечный результат
      Сформулируйте идеальное решение задачи и оно будт служить компасом в поисках реального. Эти простые, но эффективные приемы направлены на снятие психологической инерции и выход за рамки устоявшихся предтавленйи о подходах и ограничениях данной задачи.

    1. Представьте, что у вас есть волшебник, который сделает все, чего бы Вы не попросили. Что Вы попросите его сделать, чтобы решить проблему?
    2. Сформулируйте "мини-задачу", решающую проблему при минимальных изменениях в системе: Всё остается таким же или упрощается, однако достигаестя нужный эффект (или исчезает вредный). Не думайте пока: как. Это придет в свое время.
    3. Представьте что у вас есть оборудование, способное изготовить структуры любобго масштаба и химичесокго состава с точностью до атома. Как бы оно помогло в решении задачи?
    4. Представьте, что всё в системе состоит из очень маленьких, но разумных человечков. Что им надо делать, чтобы задача была решена?

  7. Подсистема - Система - Надсистема
      Каждая дополнительная точка зрения обеспечивает нас альтернативными путями для формулирования проблемы и открывает дополнительные ресурсы для ее решения. Здесь Вы фокусируемся на иерархии систем и положение нашей рассматриваемой системы в ней.

    1. Назовите систему, в которой Вы решаете задачу. Это кажется простым, но это важнейший шаг, так как он задает системный уровень на котором Вы ищете решение. Сформулируйте главную полезную функцию этой системы.
    2. Отобразите на диаграмме все подсистемы, входящие в эту систему, важные элементы и связи между ними. Описывайте их в статическом состоянии, т.е. как когда в системе ничего не происходит. Подумайте, как изменения в них могут повлиять на задачу, которую Вы решаете? Возможно, какие-то изменения на этом уровне могут устранить проблему или, по крайней мере, упростить ее.
    3. Обозначьте на диаграмме окружение этой системы. Покажите соседние системы, относящиеся к той же надсистеме, что и наша, взаимодействующие с надсистемой, между собой и с нашей системой, обладающие какими-то ресурсами,обменивающиеся с ней энергией, веществом, информацией. Обозначьте природные и искусственные условия: температуру, влажность, атмосферу и т.п. Укажите требования к системе с точки зрения взаимодействия с этим окружением. Можно ли устранить проблему, используя ресурсы окружения?
    4. Определите надсистему (или несколько), куда входит рассматриваемая система и ее окружение. Отобразите ее компоненты, взимодействующие с Вашей системой, и их связи между собой. Можете ли отобразить над-надсистему и так далее? Надсистемы обычно трудно поддаются изменению, но обладают мощными ресурсами, которые можно приспособить к решению проблемы.

  8. Вход - процесс - выход
      Опишите функционирование системы в ее динамическом состоянии, как она работает.

    1. Входы — это все, что входит в системы: вещества, предметы, энергия, информация и т.п. Как полезные (используемые при работе системы), так и вредные (пыль, помехи и т.п.). Какие входы ответственны за возникновение проблемы? Как их можно изменит, чтобы предотвратить проблему?
    2. Выходы — это все, что выходит из системы: вещества, предметы, энергия, информация и т.п. Как полезные (посредством которых система выполняет свое назначение), так и вредные для других систем или окружения (выхлопные газы, отходы, шум, тепло и т.п.). Какие выходы покидают систему? Нельзя ли устранить вредные явления, изменив один или несколько выходов?
    3. Как входы системы преобразуются в выходы? Можно ли устранить или облегчить проблему как-то влияя на процесс преобразования входов в выходы

  9. Прошлое - настоящее - будущее
      Расмоторите развитие системы, её функций и проблем во времени:

    1. На каком этапе жизненного цикла находится эта система? Опишите другие этапы ее жизненного цикла - в прошлом и будущем? Подумайте как о конкретном экземпляре, так и о более или менее широком классе подобных систем.
    2. Как система выглядела в прошлом? Что изменилось? Когда и почему возникла проблема?
    3. Опишите развитие системы с того момента, когда проблема впервые возникла. Опишите решения, которые создали эту проблему. Можно ли вернуться назад и скорректировать направление развития, чтобы изменить события, приведшие к проблеме?
    4. Опишите все известные попытки устранить, ослабить, предотвратить проблему, особенно, безуспешные. Укажите причины, почему эти направления были безуспешны или стали неприменимы.
    5. Как система может измениться в будущем? Может текущая проблема исчезнуть при эволюции системы?
    6. Как эволюционируют выполняемые системой функции? Как они могутизмениться в будущем? Какие новые функции могут появиться?
    7. Рассмотрите график функционирования вашей системы. Обратите внимание на интервалы времени перед началом процесса, которые можно использовать для улучшения системы. Может ли проблема быть предотвращена? Если нет, можно ли смягчить вредные последствия? Можно ли совершить нужное действие заранее, чтобы решить проблему?
    8. Обратите внимание на интервалы времени после или в конце процесса, которые можно использовать для улучшения системы. Можно ли совершить нужное действие впоследствии, чтобы решить проблему?
    9. Каковы будут вредные последствия, если оставить проблему нерешенной?

  10. Производитель - система - продукт
      Каждая система чем-то или кем-то создается и что-то создает.

    1. Опишите, что или кто произвело или производит эту систему. Какие люди, где, на каком оброудовании, по каким технологиям. Какие природные и технологические процессы и явления при этом используются, помогают и мешают. Какие возможности и ограничения для развития системы следуют из этого? Можно ли решить проблему на этапе производства системы?
    2. Рассмотрите конкретный механизм, связывающий особенности системы, заложенные при ее производстве с особенностями производимого ею продукта. Может ли проблема быть решена изменением этого механизма?
    3. Опишите продукт (или продукты) системы. Это может быть изделие, вещество, энергия, информация и т.п. Для чего он нужен? Кто им пользуется и как? Как он функционирует? Может ли проблема быть решена изменением продукта?